Лесные хозяева, хозяйки,
Пустите меня,
И дайте мне здоровья-силы
Ходить по вашим горам,
По вашим лесам
23 000 р.
Лыжный тур
Для всех
7 Дней
59 км
В стоимость входит:
В стоимость не входит:
Туда: поезд 078, прибытие в 13:31
Обратно: поезд 7406 «Ласточка», отправление в 18:51
Опыт зимних ПВД. Более-менее уверенно стоим на лыжах.
Далеко за Тихвином, за реками и лесами, на границе Ленинградской, Вологодской области и республики Карелия, лежит земля вепсов, потомков старинного племени весь. В стародавние времена весь представляла собой довольно крупное этническое образование, заключив военно-политический союз со словенами и кривичами, они сыграли важную роль в формировании Древнерусского государства. Сейчас же народность находится на грани исчезновения, по переписи 2010 г. численность вепсов составляет 5936 человек. Для вепсских поселений характерно размещение по берегам рек и озер, на что есть указания и в прошлом, например в документе середины XIX в. говорится: «Значение рек и озер так велико во всей этой стороне, что жители только и знают, что о реках да озерах: он — с Паши, я — с Ояти, этот — с озера Чук и т.д. И действительно все население тянет к рекам и большим озерам»
Вепсы верят, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо жить в согласии путем следования различным приметам, проведения обрядов, чтения различных заговоров и заклинаний. Мир вокруг представляется им населенным могущественными невидимыми духами, среди которых выделяются духи природы, духи предков и враждебные чужие духи. Хотя христианизация началась еще в X-XI вв., двоеверие среди вепсов сохранилось и по сей день. Боязнь леса, как сосредоточение темных злых сил, присуща как старикам, так и молодым, и ни один вепс не войдет в лес без чтения Лесному Хозяину «Метц-Ижанда» определенного заговора. Старики соблюдают обряд входа в лес следующий: они идут на «росты» (на перекресток), кланяются по всем 4-м сторонам света, произносят заговор и только после этого идут в лес. И до сих пор оставляется приношение лешему – яичко, кусочек сухарика, конфетка.
Приглашаем и вас насладиться чувством полной отрешенности от цивилизации, вкусить морозную стужу зимней сказки, узнать особенности вепсского фольклора, а также посетить множество заброшенных деревень, в том числе и загадочную деревню Нойдала, которую по преданиям населяли колдуны и знахари. Приглашаем вас в Вепсский лес!
Сама деревня, расположенная на северном берегу озера Капшозеро, является еще жилой, по переписи 2010 г., ее население составляло 27 человек. В этот вечер мы не будем далеко ходить, осмотрим местные достопримечательности – часовню и военный мемориал. И перейдя по понтонному мосту, установим шатер на южной оконечности озера. Для комфортной теплой ночевки нам предстоит заготовить дрова и на протяжении всей ночи по очереди топить печь.
Отсюда начинается наш маршрут: https://nakarte.me/#m=11/60.12201/34.85687&l=M&nktl=eNDfF64zkwsn-Gjyi7h_Nw
Весь день будем идти по льду Капшозера, выйдя на берег у деревень Берег и Нюрговичи. В обеих деревнях еще можно заметить следы присутствия человека, хотя и сообщение происходит в основном только по озеру, многие дома используются рыбаками. На некоторых домах деревни Берег сохранились рисунки ведер, топоров – определенного предмета, который жившей в этом доме семье нужно было принести в случае пожара. Выходим на лесную дорогу и уходим за реку Сарка, где и разобьем лагерь.
Протяженность: 13 км
Весь день дорога будет петлять по хвойному лесу, и когда пейзаж уже начнет было казаться однообразным, стена леса вдруг расступится, открыв шикарный вид на озера Верхнее и Среднее Колмозеро.
Название деревни Нойдала переводится с вепсского как «земля колдунов», по преданиям деревню населяли «нойды» — колдуны, имеющие тесный контакт с силами леса. Рассказывают, что «Метц-Ижанд» (Лесной Хозяин) подчиняется нойдам, выполняет их требования. К нойдам обращались, если терялся скот, пропадали в лесу люди, когда долго болели и в разных других случаях. Также для успешной пастьбы скота при посредничестве колдуна заключался договор — отпуск — между пастухом и духом леса.
Деревня вытянулась почти на километр, и было в ней более 40 дворов. Западный конец деревни назывался Шавадия, восточный — Нижняя деревня. Шавадия — большая и старая деревня. Первые ее поселенцы поставили свои дома по берегу живописного озера Пертиярвь, изобилующего маленькими бухточками и мысами, на которых живописно разместились дома и баньки. Черные бани всей деревни вынесены на берег озера, почти к самой воде. Сейчас же от деревни остались лишь полуразрушенные дома с обвалившимися крышами и заросшие стены с зияющими оконными проемами. Лишь гуляющий по деревне ветер является сейчас ее полноправным хозяином. Но невзирая на видимую разруху, до сих пор бытует поверье, что человека, побывавшего в Нойдале, минуют болезни и хвори. Пройдем еще немного и заночуем на берегу Хозозера.
Переход 7 км.
Панорама долины напоминает предгорья Кавказа, возраст плато насчитывает более 350 млн. лет. Здесь завершится наше путешествие по Вепсскому лесу. Трансфер доставит нас до Тихвина, где будет время посетить Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, а также дом-музей Н.А. Римского-Корсакова.
Протяженность: 3 км